Мои статьи и рассказы о фото

METODIST 2 ноября 2011 +18 RSS-лента

Кто меня научил фотографировать

Размышляя о взаимоотношения верующих и неверующих людей вспомнил историю из своей жизни о том, кто научил меня фотографировать.

Это был мой крестник, дядя Витя , фотограф, один из самых близких друзей моего отца. Период нашей дружбы начался после института в родном г.Усть-Илимске и продолжался несколько лет до моего переезда в Иркутск. Тогда мне было чуть больше 25 лет, я не верил в Бога, лишь стал интересоваться фотографией. Виктор, тогда ещё 55-и летний, коренастый мужичок с седенькою, пышной бородою, давнишний отпрыск православных родителей, как опытный фотограф взял надо мной шефство. Однако о своем шефстве он не объявлял, не навязывался, это получилось само собой. Как то раз он забежал в гости и посмотрел мои фотографии, сделанные на дешевую мыльницу, похвалил подмеченные мной сюжеты, очертания гор, горизонтов и мне захотелось сделать фотографии лучше. В другой раз он принес свои напечатанные фотографии с выездных фотосъемок на природу , мы стали просматривать их и обсуждать. Помню как я радовался, рассматривая наиболее удачные снимки, ведь они как готовые картины отличались техническим совершенством и ясным художественным замыслом. Я всегда рад был визитам крестника, а в перерывах между его посещениями фотографировал в свободное время на прогулках и печатал их, затем показывал наставнику и слушал замечания, где нарушено композиционное правило двух третьих, где правая часть оказалась тяжелее левой, а где объект съемки не вписался в точку золотого сечения. Как зрелый мастер своего дела, Виктор непрестанно наставлял меня следовать композиционным принципам. А потом мы вместе сделали несколько совместных выездов в выходные, сначала на живописную таежную речку Невонку, затем речку Карапчанку, а ещё совершили поход выходного дня к живописному месту «Три сестры» на берегу реки Ангара. Благо в Усть-Илимских окрестностях немало живописных мест, практически в шаговой доступности от города. Во время совместных съемок дядюшка рассказывал мне принципы натурного кадрирования, о важности включения в передний план фотографии выразительных объектов , превращающих плоский снимок в «3D- пространство».
Несмотря на все мудрые дядюшкины советы мне представлялось наше общение чем то самим собой разумеющимся. Ведь в основном мы обсуждали наше увлечение фотосъемкой и по своему я видел перед собой пример состоявшегося фотопейзажиста, художественного фотографа и делал первые попытки поравняться с ним в увлекательном искусстве. Но мне было далеко до него , как до луны, ведь кроме небольших походов за город у крестника за спиной хранился завидный багаж продолжительных горных путешествий. Где же ещё лучше развернется творческое воображение фотографа, как не наедине с прекрасной, непорочной натурой, попавшей в его распоряжение на круглые сутки, но мне об этом оставалось только мечтать, поскольку у меня даже рюкзака не было, а опыт ночевки в палатке я мог представить себе только в страшном сне. И вот нам суждено было расстаться, поскольку мне подвернулась работа в Иркутске и я уехал. Конечно же мы время от времени созваниваемся, но это уже совсем другие отношения.
С переезда в Иркутск прошло уже больше 7 лет , а наши общие прогулки и беседы с крестником я буду вспоминать всю жизнь , как одну из самых светлых полосочек своей жизни. Виктор никогда не внушал мне веры, не провоцировал обсуждение религиозных вопросов, но при этом оставался безусловно один из самых преданных Богу людей, поскольку каждые выходные посещал церковь , никогда не упрекал меня за какие то мои промахи и не осуждал ( хотя я уверен было за что) ,никогда не ругался, не нервничал, сколько его помню во время бесед он постоянно пребывал в благодушном расположении духа, добро подшучивал, тихо посмеивался, молился перед едой, проникновенно рассказывал без намека назидания поучительные библейские истории.
С переездом в Иркутск в жизни многое изменилось, были разные у меня проблемы дома, на работе, в творчестве, я принял православное крещение и вот только недавно я понял главный итог дружбы с Виктором. Виктор не внушил мне веры в Бога, нет, не научил меня фотографировать, не был моим закадычным другом, но за считанные дни и часы нашего общения он привил главное – любовь и преданность к фотографии, красоте, искусству, к делу своей жизни. Если чем может быть богат человек, то ,наверное, именно эти качества , как раз те не ограненные алмазы и грубые слитки золота , составляющие фундамент нетленного душевного состояния. Сколько раз я впоследствии сказал крестнику спасибо за его мудрые советы и просто за то, что он находил время, чтобы добродушно образумить меня и направить.
Прошли годы жизни в Иркутске. Благодаря любви к фотографии, к природе мне удалось приобрести не только новую зеркальную камеру с набором объективов, но и рюкзак с палаткой. Я несколько раз был в походах на побережье Байкала и в горах, мне удалось снять немало фотографий такого уровня и с такими историями, о которых я не мечтал , когда в первый раз принимал в гостях дядю Витю и еле понимал значения слов диафрагма и экспозиция. Словно наяву перед собой вижу из воспоминания добродушное бородатое лицо своего крестника , неоднократно поясняющего успех фотографии «Важно ни ЧТО снять, а КАК!». Вот и научил меня ни чему-то, но КАК!

Спасибо тебе дядя Витя и слава Богу!

Кто меня научил фотографировать
18 февраля 2016 +1 1466 2 комментария

День рождения в фотостудии или первый опыт студийной съемки.

Не так давно одна знакомая девушка попросила меня снять её день рождения в интерьерной фотостудии. Хотя к этому моменту у меня был опыт съемки с накамерной вспышкой с синхронизатором и даже двумя накамерными вспышками, но опыта съемки в студии не было. Поэтому первым делом я стал советоваться с друзьями и знакомыми с опытом студийной съемки, а так же стал читать статьи и смотреть видео-мастерклассы по соответствующей теме в интернете. Кое что удалось понять, но все же студийной съемке , как и многим другим навыкам, невозможно научится без практики.
Поэтому мне рекомендовали до дня съемки в студии взять мастер-класс студийной фотосъемки или пригласить на фотосъемку мастера своего дела. Все это подразумевало дополнительные затраты, а главное у меня были примеры тех, кто начинал фотосъемку в студии без мастер-классов, а так же пришел в фотостудию и начал фотографировать и учиться. К тому же в некоторых фотостудиях администраторы помогают в постановке освещения , что в моем случае было крайне желательно.
В итоге я выбрал фотостудию , где администраторы участвуют в съемке и помогают с постановкой освещения и казалось бы подстраховал себя от возможных действий по неопытности. Однако , будущая именинница оказалась не из тех, кто пускает на самотек свои фотосъемки и до дня рождения посетила выбранную мною фотостудию и отказалась от неё. Выбрала она в итоге другую фотостудию, где помощи мне ждать было не от куда. Но я не отчаивался , в конце концов мне посоветовали как расставить наиболее простую схему света, при которой ставятся по бокам заполняющие стрипбоксы , а источник рисующего света ставится сверху сверху под 45 градусов над головой модели.
В окончательно выбранной фотостудии оказалось больше 3-х источников света, поэтому сложные схемы с большим количеством источников отпали сами собой, да они в итоге оказались без надобности.
Итак, настал день именин, и я оказался в фотостудии. Ввиду организационных накладок в моем распоряжении оказалось больше времени на настройку света. В моем распоряжении оказалось три источника света по 600Дж и три основные насадки – прямоугольный софтбокс, небольшой стрипбокс и портретная тарелка. На полу лежал второй небольшой стрипбокс и ещё какие то небольшие насадки, оставшиеся на этот раз без внимания. Первым делом я определил стойку с мастер-источником, снял с неё портретную тарелку и стал устанавливать на него прямоугольный софт-бокс, так как планировал его использовать рисующим. Затем включил источники и надел радиосинхронизатор на башмак вспышки и попробовал сделать первые фотографии. Оказалось, что импульс срабатывал с задержкой , что конечно же являлось неисправностью, либо ошибкой при включении. На фотокамере у меня решительно не было никаких регулировок - какие кнопки я не пытался нажимать на камерном управлении, в какие меню не пытался входить - ничего не получалось. Меню внешнего источника света оказалось не доступным, что так же оказалось для меня шокирующей новостью. Положение оказалось патовое и я обратился к девушке -администратору, она посмотрела на срабатывание и конечно же сходу ничего не поняла. Видимо , девушка-админ не являлась фотографом и поэтому стала звонить начальникам, а я в отчаянии чуть было не позвонил своим знакомым фотографам за помощью. После нескольких минут разговора с руководствам девушка администратор мне сказала перенести управление вспышкой с радиосинхронизатора на кабельное, что я тут же сделал и вуаля – все заработало и у «видео-режиссера развязались руки». Началась съемка.
Согласно рекомендаций при студийной съемке нужно начинать съемку с одного источника света и потом вводить по одному дополнительному. Я быстро понял, что съемка с одним источником дает грубые , неэстетичные тени и подключил ещё один источник света, а затем мне и этого не хватило, так как мне не нравилось как рисует мастер-источник через прямоугольный софтбокс. Не выручал и второй стрипбокс, выставленный мной с другой стороны для заполнения теней. В итоге на третий слэйв я надел портретную тарелку, поставил её повыше , сделал пару фотографий и наконец то картинка стала мне нравится. Хотя , если бы я знал сразу, что портретная тарелка диаметром 55 см с черными сотами дает такой интересный рисующий свет я бы первом делом стал использовать именно такую схему и сэкономил бы достаточное количество времени.
Между тем я видел, что фотографии получаются неплохие. Несмотря на то, что использовал все три источника света и на каждом были надеты насадки , но получилось что я использовал довольно таки простую и надежную схему освещения. Такая схема хорошо подходит для съемки групповых портретов.
День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.


Затем, мне было предложено сделать индивидуальный портрет для одной из подруг именинницы. Для этого мне пришлось начинать все заново , поскольку были изменены и декорации. Я быстро набирался опыта и сразу оставил только один источник света под 45 градусов к лицу модели поднял портретную тарелку и тут я был ошеломлен какой она дает интересный, драматичный свет сама по себе. Думаю, любой начинающий студийный фотограф может безпроигрышно использовать только одну портретную тарелку для фотосъемки индивидуальных фотосессий девушек. Но все таки за 2 метра справа я включил источник со слабеньким фоновым стрип-боксом, что дало простую и в тоже время довольно таки интересную световую схему, целесообразную для данной задачи.

День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

Дальше мне хватило того, что я успел наработать в течении первого часа съемки и я только переставлял источники света от одной локации к другой. Не буду останавливаться на всех трудностях при съемке в отдельных локациях , поскольку они скорее всего есть в каждой фотостудии. Не все получалось так как хотелось , в отдельных локациях я не мог поднять рисующий источник на нужную высоту или оптимально расположить его – мешали несущие конструкции цокольного помещения и теперь я понимаю, почему рекомендуют при выборе фотостудии выбирать помещения с высотой не менее 3-х метров. Это может быть немаловажно, но думаю некритично. Насколько понимаю, большинство недорогих фотостудий не отвечают таким требованиям, зато стоимость их аренды дешевле, а возможностей для съемки достаточно.
В конечном итоге день рождения в фотостудии был отснят. Я получил более 70 % технически качественных фотографий, поскольку я снимал на f8 и 1/200 ISO 200. Возможно , мне стоило снизить до f/7.1, поскольку для кроповой камеры такое значения является дифракционным порогом. В следующий раз я постараюсь это сделать. Во всяком случае, выбранная экспозиция в достаточной мере гарантирует резкость фотографий и на поверку у меня оказалось очень мало нерезких снимков. Я не испытывал проблем не с медленной фокусировкой, не с перезарядкой источников. Не исключено, что в свой первый раз я просто не успел заметить каких то технических недостатков, так или иначе встречающихся студийной фотосъемке. В основном я сравнивал опыт студийной съемки с опытом съемки на банкетах и на фотосессиях на открытом воздухе, где либо приходиться открывать до предела диафрагму, либо задирать ИСО. И в том и в другом случае технического брака у меня было больше, чем в данной студийной фотосъемке, чему я так же был рад.
После съемки я конечно же подверг наиболее удачные снимки обработке. Самое интересное , что корректировки баланса белого достаточно было в лайтруме, автоматический баланс с задачей справился идеально. Видимо баланс белого в фотокамерах настраивается по источникам искусственного света. Однако небольшие блики на лицах все равно были и их пришлось корректировать в фотошопе методом частотного разложения. Благо на этот случай у меня в фотошопе заготовлен action, что существенно ускорило коррекцию.
Мне очень понравилось снимать в студии. Передо мной открылось море новых творческих и технических возможностей. В следующий раз я хотел бы поснимать индвидуальную творческую фотосессию с девушкой-моделью, чтобы поэкспериментировать с источниками света без насадок на фоновом свете для получения выраженного эффекта контрового света, так же хотел бы найти время и для более вдумчивой работы с заполняющим светом и конечно же хотел бы посетить несколько интерьерных фотостудий для более полного знакомства с разными условиями и соответствующими творческими возможностями. Ещё многому предстоит учиться и многое нужно попробовать, однако «первый блин не вышел комом или новичкам всегда везет» .
Что же касается самого дня рождения в фотостудии, то как мне кажется это очень даже неплохая идея. Ведь в этом случае красочные тематические фотографии гарантированы, потому что можно использовать за одну фотосессию несколько локаций
День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

и реквизит в интерьерной фотостудии, что гарантирует разнообразие идей и сюжетов, а при постановке сюжетов используется профессиональный студийный свет , что позволяет делать фотографии наивысшего технического качества.

Кроме того, существует множество идей, как сделать съемку на день рождения в студии уникальной, например всем подругам придти в тематических костюмах стиляг, мини-бикини или сделать проще и нарисовать уникальные рисунки на воздушных шарах, принести с собой букеты разных цветов и так далее, идей бесконечное множество!
День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.


Ну и конечно же это весело проведенное время именинницы перед фотокамерой с самыми близкими друзьями и подругами, игра воображения и эмоций при постановке сюжетов, а так же гарантированные индивидуальные фотографии студийного качества каждой из подруг или друзей.
День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

Друзья, пробуйте фотографировать в фотостудии, возможно вы как и я сделаете для себя массу интересных открытий и решите, что студийная фотосъемка – это именно то, что вам понравится!

День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

День рождения в фотостудии или  первый опыт  студийной съемки.

Посещение Иволгинского дацана

В конце августа мне с семьей удалось побывать в Иволгинском дацане. Как сказал мой друг Ваня из Улан-Удэ, если ты побывал в дацане и зашел в дуган, то ты уже приобщен к Буддизму. Перед тем как войти в один из храмов я спросил Ваню с улыбкой: значит обратного пути не будет?! Обменявшись взглядами, исполненными дружелюбной иронии мы вошли. Внутри дворца на столешницах помимо различных предметов ритуала, статуэток и изображений буддистких святых, разноцветных тканей, медных и позолоченных подсвечников в глаза бросаются деньги. Деньги просто лежат в различных размерах , купюрах и валютах. Разумеется деньги – это пожертвования прихожан. Центр буддизма России притягивает паломников разных стран и частей света. А раз увидев на картинке диковинные очертания храма с характерной восточной архитектурой и с удивлением прочтя о его расположении вблизи города Улан-Удэ в Восточной Сибири, любому любознательному гражданину России захочется поставить галочку о его посещении. По крайней мере себе я такую галочку теперь поставил.

Посещение Иволгинского дацана


Ваня не всегда жил в Улан-Удэ и обосновался там чуть больше 7-и лет назад. За это время он успел проникнуться культурными традициями Улан-Удэнцев, многие из коих являются приверженцами буддизма и периодически посещают хуралы –празднества , устраиваемые на территории Иволгинского дацана. В дни хуралов, а их всего 8 в году, собирается большое количество людей на территории монастыря и именно в эти дни можно увидеть нетленное тело Итигэлова.

Проходя по территории я приметил вольер с олененком, а может быть даже с жеребенком косули. Его присутствие здесь оказалось не случайным. Согласно одной из легенд, когда Будда Шакьямуни впервые давал Учение своим пятерым ученикам, из лесу вышли две лани и, преклонив колени, слушали Учение. С тех пор косули считаются символом слушания Учения. И это хорошо, ведь если вы с детьми и они не слишком увлечены ньюансами восточной архитектуры и премудростями восточной философии им будет на что отвлечься.

Посещение Иволгинского дацана


Хочу отметить особую энергетику монастыря так или иначе ощущаемую душой и телом. Вы можете прочесть в различных статьях об атмосфере дружелюбия и гостеприимства , присущей дацану. И действительно во время часовой прогулки между храмами ступами , пока идешь и вращаешь барабаны-хурдэ с мантрами и вспоминаешь свои молитвы и желания постепенно погружаешься в особое состояние. У меня это состояние было веселое и легкое и перед очередным огромным барабаном, заприметив тщедушную старушку сердобольно нарезающую круги очищения, мне вообразилась ситуация в которой мы с Ваней вдруг доходим до барабана со старушкой и начинаем его крутить за свободный поручень и старушка получив антигравитационное ускорение вдруг улетает куда то вверх, может быть вслед за Буддой. Услышав мои фантазии добродушный Ваня стал тихо хихикать и одновременно напомнил о чистоте помыслов и чувстве любви без коих круг очищения теряет свой смысл.

Посещение Иволгинского дацана


Волей не волей мы возвращались в своих дружеских беседах к основам буддизма, одной из которых является карма. Ваня, не будучи ламой поведал мне о том, что посещение святых мест в жизни способствует очищению кармы. Звучит и впрямь правдоподобно, ведь если верить, то где то там наверняка ведется счет времени наших посещений храмов, дацанов и святых мест. И хотя я не готов исповедовать буддизм, но в карму верить хочется.

Посещение Иволгинского дацана


Вообще, буддизм занимательная религия , путь исповедуемый ламами кажется естественным продолжением нашей жизни. Из её философии я понял, что человек ведущий праведный образ жизни получает со временем шанс переродиться в другом более совершенном образе и мире, а тот кто не следует заповедям и не заботится о своей карме рискует реинкарнировать в мир животных , чудовищ или демонов. Как бы там ни было Иволгинский дацан оправдывает ожидания и оставляет неизгладимые впечатления. Особая аура монастыря располагает к многократному его посещению. По записи можно попасть на прием к ламе и получить консультацию о состоянии своего здоровья или узнать что то о своей судьбе. Другим запоминающимся посещением монастыря может стать визит в день-хурала-религиозного торжества, о чем я чуть подробнее упомянул выше.

В одном из из дуганов я приобрел небольшие сувениры для своих коллег по работе с мантрами , притягивающими здоровье, деньги, успехи в труде, чем и окончил незабываемое посещение Иволгинского дацана и теперь всем, кто не был рекомендую там побывать. Путешествуйте друзья!

Посещение Иволгинского дацана

Посещение Иволгинского дацана

Посещение Иволгинского дацана

Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

Я хотел бы рассказать о своем первом серьезном опыте знакомства с горами. До этого похода я один раз был в горах в небольшом походе с одной ночевкой на реке Кынгырга выше водопадов (когда они ещё были). А ранее, у меня был опыт туристических походов по берегам Байкала по Большой Байкальской туристической тропе от пос. Листвянки до д. Бугульдейки. Но именно в этот поход, о котором я расскажу далее, я познакомился с характерными особенностями гор, частично испытал их на себе. Я сделал несколько ошибок. Возможно эти ошибки часто допускают новички и, возможно, этот рассказ будет полезен таким же как я романтикам, тем, кто в первый раз собирается в горы и в частности по реке Зун-Хандагай до перевала Динозавр или озер в верховьях реки. Возможно, более опытные горные туристы не сочтут нужным предупреждать тех, кто в первый раз отправляется в горы о различных опасностях и соблазнах, неминуемо поджидающих новчиков в пути. Меня хоть и предупредили, но теперь я сам в художественно-повествовательной форме хочу предупредить и предостеречь от повторения моих ошибок.

Давно влекли меня в свои объятия горы и вот летом 2014 года я решил наконец то посетить пару горных маршуртов в Тункинских гольцах Восточных Саян. Один из этих маршрутов в верховья реки Зун-Хандагай к перевалу пика Динозавр. Я неоднократно видел на сайте Природа Байкала замечательные фотографии пика Динозавр, а так же озер, располагающихся в цирках вершин в верховьях Зун-Хандагая и соседней к ней реке Барун-Хандагая. Река Зун-Хандагай находится недалеко от более известной реки Кынгырга в поселке Аршан. А если быть точнее то на расстоянии 12-14 км от поселка Аршан, за селением Тагархай. На тропу я отправился со своим братом Сергеем. Мы периодически с ним ходим в различные походы и из раза в раз получаем представлением о новых живописных местах и новом туристическом опыте, о чем я рассказывал ранее в своих материалах на сайте.

Перед тем как выйти на тропу был составлен немудреный план похода на 3 дня:

I. Первый день 22.08.2014г. Пт «Заброска»:

1. В 7:00 мы выезжаем на своей машине из Иркутска.

2. В 10:00 прибываем в Аршан.

3. В 10:20 отправляемся с таксистом до начала тропы.

4. В 11:00 выход на тропу

5. В 11:30-12:00 обед на последнем удобном месте рядом с рекой

6. В 13:00 выход в верховья Зун-Хандагая

7. В 16:00-17:00 выход на границу леса и разбивка лагеря на ночлег.

II. Второй день без разбивки по времени 23.08 «Прогулка». Переход через перевал 1А у пика Дракона, выход в цирк гор со стороны Барун-Хандагая с обзором горных озер. Ночлег под пиком Шишкин Пуп, либо в границе леса на реке Барун-Хандагай.

III. Третий день 24.08 «Возврат». Спуск от зоны леса по Барун-Хандагаю и возвращение в Иркутск.

Здесь сразу хочу сказать, что задуманный план не удалось нам выполнить и ниже я постараюсь подробно описать основные тому причины.




Пятница 22.08. Заброска.
С самого утра в пятницу 22.08 все началось по плану, и уже в восьмом часу мы мчались из Иркутска на zubaru B4 по Култукскому серпантину. С восходом солнца над лесом в низинах поднимался туман, полз и живописно стлался поперек низких участков дороги. Приятно было смотреть из окна машины на чередующиеся пейзажи с туманами и восходом солнца, каждый раз по своему непредсказуемые и непередаваемо прекрасные. Где-то за Култуком на относительно высоком участке открылась панорама с наиболее выразительной игрой солнечных красок над бескрайней таежной далью с одной стороны и перемежающихся туч, облаков и тумана с другой. Там я попросил остановить Сережу машину и вышел сделать несколько фотографий, но мне не удалось ухватить и передать эту панораму, я лишь смог запечатлеть отдельные её изображения,
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

увы, не передававшие всей силы моего впечатления.
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

Впрочем, мое фотографическое тщеславие от этого не пострадало, ведь впереди предстояла несравненно большая часть путешествия с новыми незабываемыми впечатлениями. А начало дороги с красочным рассветом в какой-то мере предвещало её дальнейший успех.

В итоге на стартовой позиции на тропе мы так же оказались в запланированное время 11:20, а в 13:00 как и планировалось вышли в сторону верховий Зун-Хандагая вверху от реки с полуторолитровым запасом воды и 25-и килограммовыми рюкзаками.

Отправляясь на тропу мне почему-то казалось, что все будет просто, мы будем идти по обычным лесным тропам к каким я привык на берегах Байкала, но в этот раз вышло иначе. Горы есть горы, пришлось преодолевать подъем на протяжении нескольких часов, переходя то старые, то относительно свежие каменные сели. На отдельных участках и местах заваленных камнями различных размеров оказалось невозможно идти без помощи рук, то и дело опираешься всем весом тела на руки и неуверенно ставишь ноги на острые каменные выступы в страхе порвать связки или сломать себе кости. Тяжелый рюкзак за спиной смещает центр тяжести тела и нарушает равновесие, создает дополнительные нагрузки на суставы с связки там, где и без рюкзака непросто идти и надо быть предельно внимательным и осторожным.
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.


По описаниям тропы через три часа мы должны были выйти на границу леса, но как нам с Сергеем казалось, мы двигались очень медленно. Буквально через каждые 5-10-15 минут ходьбы вверх мы чувствовали учащенное сердцебиение и сбившееся дыхание, что вынуждало нас останавливаться и приводить свой пульс в порядок. Мы не знали предусматривали ли запланированные 3 часа ходьбы до границы леса время на отдых или нет, но догадывались, что это время непрерывной ходьбы. Мы то и дело останавливались, приводили свой пульс в порядок и пили немного воды.

Тут мне хочется быть честным и точно передать мои впечатления от тропы, как начинающего горного туриста. Для этого для сравнения я сначала хотел бы вспомнить как чуть раньше 22 июня, перед селевой стихией мы с Серегой были на горной тропе направляясь в верховья Кынгырги, но то был другой опыт. Ведь тогда у нас не было отчетливых планов по достижению каких-то горных объектов, будь то перевалы или горные озера, мы лишь прошли все водопады и вышли до удобного места с ночевкой. Запасов пищи и воды у нас было ровно на сутки. Наши рюкзаки тогда были легче, чем в нынешнем походе, и тогда проходя через водопады мы сразу ушли на пьяный перевал и затем преодолевали подъем по каньону.

Мои впечатления от прошлого похода вдоль водопадов по Кынгырге были в какой-то мере смешанными. Тогда, как мне казалось, я был не в лучшей физической форме, и несмотря на относительно небольшую нагрузку я чувствовал усталость, и от ходьбы вдоль козьих троп по камням вверх нервная система давала о себе знать. Камни начинали жутко раздражать, мысли о потенциальной опасности не давали никакого покоя. Но позже все это почему-то забылось и я списал все неприятности на специфику подъема по изломанному речному каньону.

О чем я думал отправляясь вверх по Зун-Хандагаю? Я думал и надеялся, что тропа будет лучше, чем по Кыргынге, что идти будет легче и что состояние моего здоровья лучше, чем в прошлый раз, а следовательно все будет гораздо легче. Но оказалось иначе. Оказалось, что рельеф тропы вдоль Зун-Хандагая, хоть и не такой изломанный, как на Кынгырге, но по сложности он не уступал, а моя спортивная форма хоть и была лучше, но так же и рюкзак в этот раз оказался тяжелее за счет большего запаса продуктов. По мере подъема мне в голову стали приходить мысли с вопросами, типа: «А нужны ли мне вообще эти горы?», «Хочу обратно в комфортные условия квартиры, города, отдыхать и загарать на Байкальский пляж». На самом деле с непривычки было тяжело, не хватало сил и желания тащить тяжелый рюкзак, не хотелось нервничать на участках с камнями и каменными ямами, не хотелось гадать, когда же закончится участок до границы леса и т.д. и т.п. Хотелось все закончить и повернуть обратно в город, плюнуть на эту затею с динозавром, с озерами в верховьях Барун-Хандагая и вообще на горы раз и навсегда.

Но Серега не сомневался и хотя он преодолевал теже трудности, но с присутствием духа у него не было никаких проблем. Я смотрел на него и шел дальше, подавляя в себе неприятные мысли и ощущения. По дороге нам встречалось много кедрача. Тропа буквально была усыпана пустыми кедровыми шишками. Но кедр здесь высокий и со своим характером. Я сравнивал его с раскидистым кедром вдоль дороги на перешейке полуострова Святой нос, где шишки можно было срывать с веток на высоте человеческого роста. Здесь кедр был другой, шишки как я не разглядывал я практически на ветвях не увидел, а на самых нижних ветках её вообще не было. Так мы и шли и облизывались, изредка находили полупустые шишки и щелкали оставшиеся орешки.

Примерно через 2,5-3 часа хода где-то за деревьями в верховьях реки стали проглядываться очертания пика Динозавр. Как только я увидел эти очертания мне стало идти немного легче, я вдруг понял, что уже недалеко и скоро я смогу увидеть динозавра ближе, близко, может быть совсем близко и смогу сделать потрясающие снимки. Но сама мысль о том, что я столько времени хотел увидеть горы близко, походить по циркам, заглянуть в отражения горных озер, напомнила о себе с новой силой и я решил идти дальше, хотя реальность диктовала свои условия, а мечты и идеи более виртуальны. Легко сидеть напротив монитора смотреть на красивые фотки горных ландшафтов и пиков, мечтать о путешествиях и походах в их сторону, но идти по реальной тропе, преодолевая реальные подъемы и перелазить неудобные места старых каменных селей, тащить тяжелый рюкзак, сомневаясь в своих силах и своем здоровье.

Вообщем, через 4,5-5 часов ходьбы, когда мы прошли вместо запланированных 3-х, с передышками рекогносцировками на местности, мы достигли так называемой зоны границы леса и к 19:00 нашли удобное место для лагеря.

Место мне понравилось. Пик Динозавр оттуда было уже довольно хорошо видно, хотя сам перевал ещё скрывался за скальной стеной. Справа от лагеря располагался ручей из под перевала Иванникова, чуть дальше, чем под пиком Башня. Думаю в дальнейшем это место чуть дальше памятной плиты погибшим в каменных лавинах под пиком Башня и заболоченного участка можно с достаточной точностью называть границей леса.

Из лагеря мое внимание словно магнит стал привлекать цирк выше ручья под вершину Зун. Судя по структуре вершин и горных стен, снизу мне казалось, что там должно быть озеро. К тому же мне показалось, что если подняться до вершины этого цирка, то оттуда непременно откроется величественный вид на уровне гор. А от места лагеря казалось, а мне так казалось судя по опыту Байкальских походов, что взобраться туда без рюкзака можно буквально за 30-40 минут.

И вот, попив чаю с молоком и сахаром, даже не поужинав, в мою кровь поступили глюкоза и калории, я моментально почувствовал прилив сил. И глядя на заготовленные Серегой шашлыки пустыми глазами, я отпросился у него на форсирование подъема до упомянутого цирка. Где то в 19:30 я воодушевленный перспективной точкой съемки с фотокамерой отправился вверх, позабыв про усталость и самонадеянно полагая, что без рюкзака теперь подъем будет просто «моментален». В результате с передышками, местами буквально заползая на подъем по траве, местами переползая огромные чемоданы к 20:40 я уже почти стоял в цирке и до предполагаемого озера оставалось ещё минут 30 ходу. К тому времени я уже понял, что серьезно ошибся с временем предполагаемого подъема и истратил весь свой трафик светового времени на подъем. И хотя до окончательного места подъема в цирк оставалось по моему убеждению уже немного и дальнейший подъем становился пологим и не представлял трудностей, а только затраты времени, но светового времени оставалось на спуск впритык. Сделав пару снимков с наиболее высокой точки, которую мне удалось достигнуть, я отправился на спуск.
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.


На спуске хоть и идешь практически без передышек, но в условиях уменьшения видимости и плохого знакомства с местностью то и дело я сбивался с тропы и спускался чуть выше того места где поднимался, что могло сулить в дальнейшем проблемы с выходом в совсем крутое место. Под самый спуск становилось все темнее и я уже мало думал про связки и мышцы, мне во чтобы то ни стало хотелось вернуться в лагерь для комфортной ночевки. А может быть даже не просто для ночевки, а для того, чтобы выжить. В какой-то точке я совершенно потерял спуск, но камней там уже не было и держась за стволы и ветки деревьев я сполз пару метров по крутому месту по траве вниз к переправе через ручей и направился к лагерю. И вот уже внизу почти совсем стемнело, в долину стал проникать туман, а у меня с собой не было не фонаря, не спальника, не теплых вещей.
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

И хотя судя по дыму от костра до лагеря оставалась добрая сотня метров, но в точном направлении я стал сомневаться. Я вполне осознавал, что стал подвержен панике и вспоминая страшные истории про людей подвергшихся панике в горах и впоследствии погибших. Вдруг, я понял, что нахожусь на границе дальше которой может быть все что угодно. Ещё немного спустившись я потерял направление в сторону лагеря, дым от костра в тумане стал не различим даже на небольшом расстоянии. Я стал кричать Сережу в темноте, чтобы по его ответу сориентироваться в направлении, но видимо шум реки перекричать мне не удалось и Сережа меня не слышал и не откликался. Благо я стоял уже на тропе и уже замерзая я понял, что иду по тропе, но судя по своему нахождению относительно ручьевого русла и гор я понял, что нахожусь дальше от лагеря и мне надо возвращаться обратно. Пройдя немного я в темноте наконец-то разглядел среди тумана дым от костра и хоть не без приключений благополучно вернулся.

Сережа меня уже ждал и даже стал немного волноваться. У костра меня ждал шашлык и водка. Несмотря на перенесенную за день нагрузку аппетита у меня уже не было, и алкоголь категорически пить не хотелось. Видимо сказалось волнение в течении дня и при вечернем подъеме и спуске. Я осилил лишь один шампур с мясом, напился чаю и, судя по нервно-физиологическому состоянию, а также по болезненным ощущениям в области колена понял, что за этот день я выработал свой ресурс на запланированный поход, и завтра ни о каком перевале не может быть иди и речи.

Вечерний подъем в цирк оказался серьезной ошибкой. Расстояния в горах обманчивы. Так вам может казаться, что объект (перевал, седловина, плечо и т.д.) располагается недалеко, но фактически приходится идти к этому объекту не по прямой, а по ломанному профилю с преодолением ям, каменных завалов, небольших отвесных подъемов или спусков требующих для преодоления существенных затрат времени сил. Усугубляет условия достижения объекта и отсутствие хорошо протоптанной тропы. Поэтому то, что может казаться расположенным близко по фактическим затратам усилий, рельефу тропы и подъема оказывается во временном отношении на преодоление этого расстояния достаточно существенным. Время достижения объекта в привычных условиях хорошей тропы, которое может достигать 30-40 минут, в горных условиях может растянуться до 90-120 минут. К тому же я не учел изменения условий на подъеме, когда было достаточно света и поверхность камней и травы были сухими и спуска, когда в условиях тумана камни и трава становятся мокрыми и скользкими, что так же может увеличивать время на спуск. Кроме затрат времени были затрачены усилия и драгоценная нервная энергия, а в условиях плохого освещения и быстрого подъема при необдуманной постановке ног между больших камней и в скользких местах были получены микротравмы колен и тазобедренных суставов, развившиеся впоследствии.

Второй ошибкой было выйти на подъем в условиях ограниченного светового времени без запаса воды, без спальника, дождевика и фонарика. Как известно погода и условия освещения, видимости в условиях гор могут быстро меняться. Меня могло закрыть туманом и я мог потеряться в пространстве, а с собой у меня не было теплых вещей и хоть каких то запасов воды, чтобы переночевать и переждать неблагоприятные условия погоды.

Третьей ошибкой было выйти вверх без представления о планах действиях в случае изменения условий видимости. Впрочем эта ошибка логически следовала из первой. Поскольку мне следовало предусмотреть, что тропа наверх может занять несколько часов вместо 30-40 минут. Мне следовало помнить, что в условиях изменения условий видимости нельзя подвергаться панике, а в случае плотного тумана необходимо находиться на одном и том же месте. Найти место для ночевки и ждать, пока условия видимости улучшатся. Впрочем, меня не окутывал плотный туман, и условия видимости в моем случае были ограничены только вечерним потемнением.

Была и четвертая ошибка, опять же как следствие первой и третей - это некоторая паника, изменение стабильного состояния психики и некоторая суматошность в действиях. Думаю, в горах надо быть всегда готовым к тому, что условия видимости и погоды могут быстро и непредсказуемо меняться. Необходимо сохранять хладнокровие и всегда быть готовым к разным критическим условиям. Даже в условиях отсутствия должной подготовки желательно иметь представление о вариантах выживания в неблагоприятных условиях.

Все это легко написать, думаю я и раньше слышал об этих предостережениях, но в моем случае я частично все это испытал на себе за один вечер. Мои условия не были критическими, и поэтому я все же смог сориентироваться и вернуться в лагерь, но я сам виноват, что оказался в неблагоприятных условиях ограниченной видимости и оказался к ним не подготовленным должным образом. Я не исключаю варианта паники для себя, как для обычного человека, в более худших условиях и как следствие переохлаждение, травмирование или истощение организма. Думаю всегда полезно исходить из того, что ты обычный человек и можешь быть подвергнут панике в критических условиях, и что тебе не хватит холодного рассудка для правильных действий по сохранению кондиций своего организма с минимальными потерями. Поэтому нужно быть готовым к критическим ситуациям и быть готовым отдать часть времени (до нескольких часов и суток в неблагоприятных условиях) и физических кондиций ради сохранения шансов на выживание в более долгосрочной перспективе.

Суббота 23.08. Прогулка и отдых.
Утром мы просунулись рано. Ночью плохо спалось. Позавтракали, собрали рюкзаки и около 10:00 вышли в сторону перевала, надеясь, что дорога сама скажет, куда нам удастся сегодня дойти. Может быть и перевал возьмем, но мне в это уже не верилось. Да и левое колено причиняло ощутимые боли. Тем более под нагрузкой.

Пройдя около часа с тяжелыми рюкзаками и травмированной коленкой по таким «чемоданам», которых ранее на тропе не встречалось, я совершенно потерял присутствие духа. А вверху все ещё виднелись завалы таких чемоданов и хотя кажется, что вот пройди видимую границу и там все будет хорошо, но судя по вчерашнему вечернему подъему я уже ясно осознал, что и дальше легче не будет и теперь у подножия вершин в самых верховьях уже нельзя надеется на пологую полевую, сказочную тропу, которая выведет нас к красивым горным озерам и нам останется лишь безмятежно наслаждаться их красотой. Такая сладкая виртуальная иллюзия безвозвратно оставила меня.

Мы решили с Серегой спрятать рюкзаки и пройти дальше, может быть до озера налегке, взяв с собой только самое необходимое из продуктов на перекус и воду.

Поднявшись ещё чуть выше по чемоданам, мы вышли за водопады Зун-Хандагая на место похожее на озеро, где нас посетило праздничное настроение, и мы стали фотографировать окружающую красоту и друг друга.
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

Мы действительно обрадовались озеру, но взглянув на карту все же поняли, что это не озеро в верховьях, и до него придется идти ещё дальше и выше!
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

Впрочем погода была хорошая и мы решили подняться ещё чуть выше.

Перейдя ещё одну горку с чемоданами по левому берегу Зун-Хандагая мы вышли на место с относительно пологим подъемом по мху и траве впереди. Тут же мы нашли кустарники красной и черной смородины полные спелой сочной ягоды, где сделали незапланированный привальчик.
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.


После отдыха мы набрали ещё метров 50-100 высоты и столкнулись с переменой погоды. Набежали тучи и начал капать дождь. Свой дождевик я оставил в запрятанном рюкзаке. От дождя мы спрятались под камень, немного перекусили, посмотрели по карте и поняли, что до озера нам ещё далеко. Хорошего настроения прогулка под дождем не сулила, не сулили его и нарастающие боли в левом колене. Взвесив все за и против, мы решили идти вниз.

Таким образом мы достигли самой высокой точки в нашем походе даже не дойдя до озера и не ступая на перевал. С этой точки был хорошо виден перевал Динозавра практически напротив нас. Немного печально было осознавать, что это пока наибольшее наше достижение и что мы так и не увидели озер и так не вошли в цирк, окруженный вершинами. Конечно, в том была моя вина, мое желание опередить события в первый же день похода. Как ни печально сознавать, но это опыт. Даже тропы вдоль Байкала от Листвянки до Бугульдейки открылись мне не с первого похода, а в горах все намного серьезнее. Здесь и рельеф и климат и условия и работа психики и удаленность от людей - все по другому, не так как на туристической Байкальской тропе. В горах все серьезнее.

Ну а дальше, как вы и догадываетесь мы спустились вниз до лагеря, встали опять на ночлег. В субботу вечером у нас было достаточно времени. И никакой чудодейственный чай и никакие мысли, мечты и затеи не могли уже меня сорвать с места и бездумно унести с камерой в сторону близлежащих вершин, цирков и перевалов. Мы разожгли костер, приготовили ужин, выпили водки и переждали под навесом град с дождем и порывами ветра. Мы разговаривали о горах, о жизни и обо всем том, о чем могут говорить близкие друг другу люди в окружении гор.

Воскресенье 24.08. Вовращение в цивилизацию.
В воскресенье для облегчения спуска с учетом травмы левого колена Серега у меня забрал все продукты. Я перевязал бинтом, словно эластичным бинтом, колено, чтобы у связок было больше опоры, приготовил себе палку для опоры. И так мы вышли на спуск для возвращения в цивилизацию.

Шли мы 6,5 часов. Спуск с учетом травмы длился дольше, чем подъем на здоровых ногах. И хотя дыхание больше практически не сбивалось, а об учащенном пульсе мы забыли на второй день похода, но боли в области колена к которой добавилась боль в правом тазобедренном суставе вынуждали периодические остановки. Возвращался я на двух палках в левой и правой руке для опоры и снижения болевых ощущений. Ноги работали не идеально, но мы спустились и профиль тропы в точках выхода на поля Тагархая выровнялся. Палки были больше не нужны и я их выбросил.


Заключение.

Конечно, более опытные туристы смогут заметить в моей подготовке и другие ошибки. Например слишком тяжелые рюкзаки, как следствием избыточного запаса пищи, отсутствие системной подготовки к нагрузкам и возможно что то ещё. В частности мне было бы любопытно узнать оптимальный вес рюкзака для взрослого человека для преодоления перевала.

Горы есть горы. Опыт есть опыт. Что ещё сказать. Если я собираюсь вернуться в горы, мне предстоит ещё многому учиться. А хочу ли я этого теперь, после того, как моя психика и моя физиология прошли такое испытание? Да, конечно, я хочу возвращаться горы. И не только ради красивых фотографий. Летом в горах есть все для жизни – ягода, шишка, дрова, пещеры в конце концов… В горах, в самом верху, пусть даже и не на вершинах, в окружении каменных стен душе хорошо и спокойно… там встречаются интересные ощущения и то, что видишь в горах это не тоже самое, что видишь на фотографиях, на сайтах, по телевизору. Ты видишь там все по своему, по новому, это личные непередаваемые впечатления и переживания. Несмотря на все опасности, тревоги, волнения и травмы, наступает какой-то момент, и ты чувствуешь себя защищенным как никогда каменными стенами, горной природой, безмолвно затихшей в своем буйном становлении много веков назад. В минуту такого спокойствия не страшен ни медведь, ни мирские проблемы, ни опасности, и просто ощущаешь в какую-то секунду спокойствие во всем теле и конечно же в душе. Это воспоминания и опыт на всю жизнь и поистине бесценны!

До новых встреч Динозавр!
Поход к подножию пика Динозавр. Знакомство с горами.

Автопрогулка до скальника Витязь

Съездил с семьей и попутчиками в пятницу в сторону Витязя. Для тех кто не знает наши места этот скальник расположен посреди Тайги, дорога к нему непростая, но доехать на машине можно. Туда и пешком ходят от железнодорожной станции или проезжают на велосипеде, а зимой катаются в ту сторону на лыжах. Места там красивые , вдоль таежной реки Олхи в том месте не мало скальников высотой до 30 метров, а Витязб как раз там самый высокий. Поехал я туда в первый раз. Выехал по дороге от Большого луга около 16:00 с расчетом, чтобы успеть погулять и вернуться к 22:00 в город. Первые 10 из 20 километров от Большого Луга вели по обычной хорошей гравийке, потом началась дорога с острыми большими камнями, чувствительными уклонами, а последние километры до Витязя изобиловали глубокими лужами, некоторые с осадком грязи на дне. Благо опыт моего попутчика и возможности машины позволили преодолеть все препятствия без видимых потерь. По приезду на Витязе гремела гроза, начал капать небольшой дождь. Возникла опасность ливня с дальнейшими проблемами с выездом. Поэтому погулять не получилось и было решено возвращаться. Рискнул в обратную дорогу проехать до Орленка, но та часть маршрута оказалось ощутимо сложнее. К изобилующим лужам добавились бревна лежащие вдоль дороги, а так же участки буквально усыпанные большими камнями с непростыми негабаритными проездами. В заключении перед самым Орленком на 3-ем переезде через Олху уперся в непреодолимый для моей машины брод. Пришлось возвращаться обратно на дорогу до Большого Луга. На обратном пути , уже в заключительной его части, за 10-12 км до Большого Луга пробило колесо, пришлось менять. Вообщем, из запланированной фотопрогулки получилась автопрогулка. Поэтому фотографировал мало и отрывочно во время отдыха от дороги. Фото большей частью отчетные. А вообще места красивые, дикие и таежные, есть смысл их периодически посещать.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кризис культуры или детская глупость?

Как то раз я сидел дома в отпуске и не знал как убить время. Стал стучать в личку друзьям и спрашивать не могу ли чем то помочь, может быть даже подзаработать. Один хороший знакомый фотограф откликнулся , ему как раз на днях нужна была помощь, да ещё он готов был неплохо заплатить. Суть работы состояла в групповой съемке школьников 11 класса на выпускной альбом. Мне надо было придти и отснять групповые снимки. Поскольку раньше я такой работой не занимался, то я подробно расспросил приятеля о порядке проведения съемки и требования к конечному результату. Ребят надо было разбить на группы по 3-5 человек и отснять 20-30 позитивных снимков. Мы обо всем договорились, мне был передан аванс в размере 100% оплаты и назначено время, место, переданы контакты.

На место съемки я явился без опоздания, даже чуть раньше назначенного времени. Все шло по плану. Наконец классный руководитель мне представила ребят. Я поздоровался с некоторыми из них пока она входила, ребята тоже здоровались, ничего не предвещало каких-то нештатных ситуаций. А мое настроение от подвернувшегося несложного заработка было на высоте и я многое видел в радужном свете, возможно даже недооценивал ситуацию. Ведь если деньги кажутся легкими , то они всегда немного ослепляют и притупляют разум и похоже это был один из подобных случаев.
Пока я с учителем ждал, когда соберется весь класс один из учеников уже понял зачем меня пригласили. Этот парень был невысокого роста, довольно таки плотного сложения, хотя лишний жирок присутствовал, лицо кругловатое одет он был просто – обтягивающие брюки и сверху футболка. Парень взял стул, поставил рядом с учительским столом в сторону класса, вальяжно на нем расселся немного выпячив пузо. По всем признакам было видно, что парень был озабочен своей внешностью и театральной популярностью, которую он снискал в глазах своих одноклассников. «Красуется «Красавчик» - подумалось мне. Тем временем «Красавчик» улыбнувшись сначала в сторону класса и своих друзей, а затем обратился ко мне:
- Вы фотограф, снимите мне панораму.
- А тебе какую панораму? – поинтересовался, не поняв собственно о чем идет речь – С какого расстояния? – задал я второй вопрос немного улыбнувшись, подразумевая, что у фотографов панорама снимается обычно из нескольких снимков, когда объект съемки того требует и снять его одним объективом, часто не представляется возможным. Человека тоже можно снять панорамой, но как правило, для съемки портрета с самого близкого расстояния обычно хватает широкоугольного объектива. Использовать панорамную съемку для съемки портрета мне показалось идеей интересной, но что же имел ввиду юнец, который навряд ли был столь искушен в технических аспектах панорамной фотосъемки для меня осталось пока не понятным.
- А вот такую .. – ответил он и немного больше выгнул пузо вверх и вперед и как будто провел перед собою рукой. Тут я понял, что речь идет о панораме мне не известной, а обращение ко мне было очевидной провокацией, довольно таки беспардонной. «Общество потребителей» - вспомнилась мне чья то фраза, о том, что мы развиваемся в последнее время в демократической России и привыкаем на все смотреть потребительски. Так и этот малолетний парень видел во мне лишь представителя сферы услуг , услуг за которые заплачено деньгами его родителей. А раз заплачено, то представители должны терпеть прихоти клиента. Но в тот момент я не думал обо всем этом, я лишь что то заподозрил, ведь я ещё был рад деньгам, которые я зарабатываю и возможностью научиться чему то новому в групповой фотосъемке.
Меня окликнули и мне пришлось выйти из класса никак не отреагировав на беспардонную выходку «Красавчика». А через некоторые время , после того как были урегулированы некоторые формальности я все же стоял перед всем классом будущих выпускников и инструктировал по поводу предстоящей фотосъемки. Я рассказывал, как нужно будет разбиться ребятам, как сниматься, что делать. Суть да дело, отодвинули с ребятами столы подальше от школьной доски и к доске как небольшую импровизированную площадку. Затем «на сцену» вышла первая группа смелых ребят – это были три парня, среди которых оказался опять «Красавчик». Я сразу приметил , что он себя вел довольно таки вызывающе, называл приятеля который вышел рядом с ним голубым, манерно вис на руках , то у одного , то у другого, изображая различные мимические сцены на тему нетрадиционной сексуальной ориентации, поворачивался задницей к классу, крутил ею, вообщем делал все то, что никаким образом не должно было попасть в выпускной альбом и мне понадобилось довольно таки много времени, чтобы настроить ребят на нормальную постановочную съемку. Но меня удивила разница между моим поколением и нынешним поколением. Когда я заканчивал школу для нас все эти гей-приколы были просто не по «понятиям». Гей, по бандитскому наследию пацанской России – считался петухом, опущенным лохом и всяческие приколы на эту тему , хоть и присутствовали эпизодически в наше время, но никогда не выпячивались на показ перед всем классом и тем более перед взрослыми людьми. А наши приколы были направлены на высмеивание геев, на указание их сути, как женоподобных жалких существ. Если бы в мое время мой приятель перед всем классом сказал, что я гей , и пусть даже в шутку, то через некоторое время ему пришлось бы плевать кровью, а о дальнейшей дружбе скорее всего не могло идти дальше речи.
Но передо мной открылось настоящее в котором малолетние приятели спокойно называют друг друга геями, изображают их из себя, как каких то героев, причем в подробностях, которые я даже не хочу здесь обозначить. Их шутки на сексуальные темы совершенно не сдержаны , выставлены на показ передо мной, как перед представителем старшего взрослого поколения, а так же перед своей классной руководительницей , пожилой женщиной, учителем истории, которой оставалось лишь краснеть за своих учеников на галерке. А дальше было больше. Пока я фотографировал выпускников, я видел как другой парень запрыгнул одному из своих одноклассников на руки и на его руках, обняв его за шею показывал слизывающие движения в сторону лица. Мне стало не по себе, а в группе из 6-и ребят у доски эти двое занимались немой сценой непонятно на что и на кого направленной , а оставшиеся спокойно ждали пока это чем то закончится. Конечно же я не фотографировал все это, мне и смотреть на это было противно. Я лишь вспоминал наше доблестное ТНТ, Харламова и Батрутдинова в их серии сцен гомосексуальной направленности, а так же Светлакова и Галустяна в нашей раше. Да ведь пока крутились эти ролики по ТНТ на них росли и смотрели эти ребята, эти выпускники, но неужели смешные гомосексуалисты для них стали героями и эти школьники теперь подражают такому поведению? Как и чем все это можно объяснить?
В другой сцене, когда фотографировались у доски девочки с мальчиками «Красавчик» водрузил на колени девочку и они вместе прыгали на этом стуле как ни в чем ни бывало изображая сексуальный акт. «Сфотографируйте нас так» - обратились они ко мне. «Это для другой съемки» - отшутился я, не обращая внимание на очередной детский разврат и провокацию. Но что у этих детей происходит за пределами фотосъемки? - подумал я, спросил себя. Чем там они занимаются в свободное от учебы время, если тут в школе, в храме знаний они не колеблясь оскверняют его стены и оскорбляют своим разнузданным, пошлым развратным поведением взрослых людей, преподающих им грамоту? У меня не было времени на съемке отвечать на все эти вопросы.
Когда же я снимал групповой снимок, то один из мальчиков встал с краю и не подходил под композицию снимка. Я попросил его встать с другой стороны группы, так как в противном случае всем пришлось бы двигаться. Но парень остался на своем месте и пробурчал что то вроде «Подвинуться». И действительно, все стали двигаться. «Все двигаются ради одного?» - не удержался я от вопроса. «На да, а почему нет» - услышал уверенный и спокойный ответ одного их одноклассников и в очередной раз был поражен разницей в социальном подходе, в ценностях нашего поколения и нового подрастающего поколения – они все готовы двигаться, ради каприза одного отдельного человека. Наверное потому, что они не чувствуют ценности общества, его приоритета над правом отдельного человека. Это новое понимание с которым живет новое поколение , но может быть я что то не так понял?!
Отсняв весь материал я отнес его своему приятелю-фотографу. Приятель меня подробно расспросил о том, как шла съемка, а потом он рассказал мне , что произошло в соцсети во время обсуждения со школьниками сюжетов фотосъемки в будущий фотоальбом. Оказывается они послали ему гиф-изображения извращенческого характера, в одном из которых женщину били подщечинами по щекам, а затем орально насиловали. В другом сюжете женщина, по всем признакам без определенного места жительства , грязная и раздетая сидела в каком то отхожем месте , выпивала бутылку вина и тут же рыгала в сторону. Школьники в комментариях к присланным гифкам сделали приписку : «Снимите нам такую панораму». Вот оказывается, какую панораму ждали от фотографов наши школьники, вот что они не могли высказать и показать, но видимо так хотели видеть в своем выпускном фотоальбоме.
Позже я узнал, что мой приятель отказался от дальнейшей работы над выпускным фотоальбом данного класса. Деньги , за вычетом проделанной работы он вернул в родительский комитет. Об извращениях и некультурном поведении будущих выпускников он сообщил директору. Детишек и их родителей ждал разбор. «Я проконсультировался в следственном комитете, - сказал мне приятель, - на фоне множественных инцидентов педафилии и педерастии этих мальчишек и весь их класс, в случае, если бы они решили поднять скандал, взяли быстро в разработку следственные органы. Конечно, на фоне предстоящих ЕГ никто из родителей не пожелает себе подобных проблем. Директору, которая сначала меня не хотела слушать, я предложил посмотреть на гиф-изображения, которые мне пришли с электронной почты «Красавчика» и сказал, что проблема на самом деле глубже, чем кажется на первый взгляд».
Приглашаю всех к обсуждению данного инцидента. Хочу понять куда мы катимся и что мы вскоре начнем видеть вокруг себя чаще и чаще? Это подрастающее поколение не отягощенное моральными принципами с психологией потребителей и кризисом культурных ценностей, что оно сделает с нами в старости? Какими незаметно для нас растут наши дети? Происходит ли это только в этом случайном классе или тенденция дибилизма и кризиса культурных ценностей шагает по всей стране? Что же увидел я: кризис культуры или простую детскую глупость? Насколько «проблема глубже , чем кажется на первый взгляд»?
14 апреля 2014 +1 1145 5 комментариев

Поездка на Ольхон в ноябре

Ноябрь на Байкале – сезон штормов. В это время  скалистые прижимы и камни у воды обрастают ледяными наростами в самых причудливых формах, а вершины прибрежных гор покрываются снежными шапками. Ноябрьское солнце не успевает днем подняться высоко и светит недолго, поэтому порою кажется все совсем темным , скучным и суровым. Характер Байкальской погоды мне давно хотелось запечатлеть на фотографиях.
             А тут как раз отпуск выпал на ноябрь и я решил посетить одно из самых живописных частей великого сибирского озера – остров Ольхон, посетить усадьбы Никиты. Вечерами на усадьбе Никиты Бенчаров можно поиграть в теннис , в шахматы и забавно провести время в беседах с проезжими иностранцами не знающими ни одного слова на русском языке. Забава эта ещё интереснее, когда сам не обладаешь разговорным английским в достаточной мере.
             Мой английский откровенно слабый. Уже который год при знакомстве с иностранцами на Ольхоне я предупреждаю о своем плохом английском,  рассказываю им  о своем увлечении фотографией и желании «подтянуть язык».  
            В этот раз я познакомился с 3-мя бельгийцами, 2-мя англичанами, 2-мя автралийцами, одним итальянцем и одним французом. Почти все были молодыми ребятами. Почти у всех заезд на Ольхон был плановым и составлял небольшую часть путешествия по разным странам. Сначала они посещают страны Европы, потом заезжают  в Россию  и в первую очередь в Москву или Санкт-Петербург.  Из стольичных городов обычно садятся на поезд , следующий по транссибирской магистрали до Иркутска, Улан-Удэ или Улан-Батора, где в свою очередь перебираются в Монголию, в Китай или возвращаются обратно транзитом. Важно отметить, что пока иностранцы следуют до Иркутска они останавливаются на 2-3 дня в больших городах России,   встречающихся им по пути , среди которых Омск, Новосибирск, Красноярск и другие.
           Несложно представить сколько затрат может потребовать путешествие с посещением нескольких стран с остановками в больших городах и живописных районах. Далеко не каждый россиянин мог бы позволить себе подобное путешествие по времени и тем более по деньгам. Я силился представить кто бы это мог быть и , возможно,  в России это мог бы быть человек одержимый идеей посещения разных стран. Ему бы пришлось собирать деньги в течении нескольких лет и тщательно планировать свою поезду.
           Поэтому меня интересовало Who is who среди этих иностранцев – кем они работают и как часто позволяют себе подобные путешествия. Я очень удивился, когда узнал, что итальянец Хуан работает обычным водителем, а бельгиец Вильям гидом в пещерах со сталактитами и сталагмитами, француз Леонард студент. Молодые англичане из Лондона Сара и Алекс работают в ресторанном бизнесе  - Алекс в сервисе, т.е. официантом , а Сара администратором или менеджером. Супружеская чета автралийцев из города Аделаиды – разнорабочий Кирилл и косметолог Лариса два года назад продали в Австралии свое имение и отправились путешествовать по миру. У Ларисы и Кирилла на настоящий момент заканчивается виза в Россию и капитал, поэтому вскоре они планируют вернуться в Австралию , где им придется начать снова бизнес и постоянно работать.
            Познакомился я ещё с Бельгийской студенткой Сюткин  и бельгийской девушкой Симоной,  работающей  в администрации города почти без стажа и определенных карьерных намерений.
             Вообще я очень расстроился, потому что плохой английский не позволяет мне пока выяснить и запомнить разные важные детали в сфере деятельности того или иного приезжего иностранца. Порою они мне пытаются рассказать что то забавное или просто ведут интересную и оживленную беседу друг с другом, но я не успеваю понимать и разбираться в ньюансах. Так вот я не запомнил Бельгийские города и точное название тех или иных мест работы. Но кое что я все же выяснил…
             Алекс рассказал, что пожилых леди в Англии называют кошками…. за их маразм. Француз Леонард поведал мне об особенностях разговорного французкого – оказывается французы постоянно ускоряют обычные разговорные обращения пропуская те или иные звуки или даже слова. Поэтому Леонард повторял некоторые русские слова как в скороговорке. А австралийцы в свои выходные дни любят собраться вместе за барбекю, пить пиво и в течении всего пикника разговаривать о спорте.
             В общем, я хорошо провел время и узнал для себя много нового и интересного. Уроженка Красноярска, а ныне гражданка Австралии Лариса помогла мне узнать новые слова в анлийском и ситуации, где применять их наиболее уместно. Теперь я хочу найти иностранца, желающего выучить русский язык и владеющего английским , чтоб  мы могли связаться через skype, учиться языкам и беседовать . Надеюсь  это позволит мне лучше выучить английский и потом узнать побольше нового и интересного о разных людях из далеких стран.











P.S. Фотографии просто дополняют материал - люди из разных стран общаются на международном анлийском, много жестикулируют и дополняют свои слова мимикой.
29 ноября 2011 +2 1193 5 комментариев

Зимний фотосет. Тест объектива sigma 50/1.4 и съемка ночью на улице.

На фотосет  пригласил Надю. Я фотографировал её в конце сентября и после мы решили лучше подготовиться и попытаться сделать фотографии более высокого класса. Для чего каждый из нас  должен был со своей стороны выполнить определенные условия. Я планировал купить светосильный объектив , а Надя лучше продумать стиль внешности (подобрать платье и макияж).
        Время шло и у нас все не получалось – сначала она болела, да и у меня все никак не получалось купить объектив. Долго откладывали, уходила неделя за неделей, опали листья, прошел октябрь и наступил ноябрь,  выпал снег, замерзли некоторые реки. Состояние природы уже не способствовало полноценному фотосету. Но я наконец купил объектив sigma 50/1.4 на свой Canon 7D и  мне надо было срочно его испытать в деле, а Надя очень хотела получить новые снимки.
        Вобщем, мы созвонились и быстро договорились о встрече. Подготовки на должном уровне не получилось, так как заранее я не видел как оденется Надя и какой выберет макияж, а так же не было ничего решено с сюжетной линией, образом и т.д. Но откладывать дальше смысла тоже не было, тем более , что мой опыт обращения с новым объективом равнялся практически нулю.
        При встрече однако выяснилось, что Надя подготовилась неплохо, да и солнечный вечер способствовал хорошим снимкам.
        Выбрав первое место съемки Надя сняла зимние сапожки и одела осенние туфли на высоком каблуке, так же сняла вязанную шапочку. На полученных фотографиях кажется, что ей было тепло, просто в фотошопе я убирал красный оттенок с замороженного носа и уха.
        Снимал я преимущественно на диафрагме 1.4, иногда увеличивая до 1.8, для подсветки теней использовал отражатель. Мой экземпляр sigma 50/1.4 оказался с сильным фронт фокусом и мне приходилось выставлять поправку на каждое очередное расстояние фокусировки и снимать по 5-10 контрольных снимков на один сюжет.  Благо в 7D предусмотрена функция поправки фронт/бэк фокуса.
Кроме того нестабильная работа самого по себе автофокуса на объективе дополнительно способствовала увеличению контрольных, страховочных снимков.
В результате часть сюжетов из за некорректно выставленной поправки так и оказались с техническим браком по фокусировке, а общее время съемки отдельного сюжета затягивалось и Наде приходилось мерзнуть больше.
         Когда Надя выбирала время перерывов, чтобы согреется, то вспоминала про горячий чай в термосе, а я говорил про коньяк, которые было бы совсем не лишним захватить с собой.
         Общее время фотосета оказалось не значительным, так как начали мы фотаться за 60-40 минут до заката, а после того как солнце село за собку потихоньку начали собираться. Немного прогулялись по вечернему городу и попытались сделать снимки с размытыми огоньками рекламных витрин на заднем плане.
         Для подобной съемки солнечного света уже не хватало, пришлось настраивать синхронизацию встроенной и внешней вспышек. У 7D предусмотрена функция управления внешней вспышки, но работает она только при срабатывании встроенной вспышки при светосинхронизации – это неудобно, когда не хочется , чтобы встроенная пыха давала свой свет. Можно конечно что то придумать с блокировкой , через черный софт, но там тоже свои заморочки.  Очередной проблемой вечерней съемки оказалась крайне тормозная работа автофокуса в условиях плохого (почти отсутствующего) освещения, что в свою очередь ещё больше затягивало время съемки. Так как Надя позируя часто импровизирует и настроение меняется буквально секунду за секундой , то снимать её в чистом постановочном стиле да с дохлым автофокусом и невнятной схемой освещения оказалось практически дохлым делом. Какие то снимки получились, но результат очень далек от задуманного.

Вот так прошел фотосет. Для себя я сделал выводы:
1. Удалось получить пару очень резких снимков на диафрагме 1.4. Почему то раньше думал, что такая резкость не возможна на открытой, видимо  просто мазал фокусом, тем более было приятно убедится в качестве картинки.
2. При попадании контрового света в объектив под углом на картинке образуется мощнейшие хроматические аберрации, а при обычной съемке нормально, ХА не замечаются.
3. С объективом нельзя расслабляться, а при изменении расстояния фокусировки даже на полметра нужно вносить очередную поправку, жестче контролировать результат, чаще заглядывать в просмотр, тщательнее настраивать и готовится к каждому очередному сюжету. Нужно что то придумать с замером расстояния фокусировки, говорят есть какие то приборы, которые это могут делать – нужно разбираться какие они есть и сколько стоят.
4. Вечерние съемки крайне трудоемки – нужно тщательнее продумывать схему освещения и постановку с особенностями моделями. Для поджига пыхи нужно приобретать синхронизаторы, чтобы не задействовать встроенную пыху с её паразитным светом.
5. Дальнейший прогресс на фотосъемках связан с очередными инвестициями. Но наверное такая судьба в этом не дешевом занятии – фотографии. Реализация каждой новой творческой задумки, повышение оперативности и качества работы требует опыта, понимания и соответствующего оборудования.

  









10 дней на сайте

Вот уже 10 дней на сайте. Возможно я из тех кто в танке, но наконец то узрел принципиальные отличия с "советской" эхой, которые практически не совместимы с жизнью. Я не оговорился, они не совместимы с жизнью и если их не исправить, то энтузиазм от новшества у народа пройдет и хорошее начинание закутает пеленой скуки и она канет в лету.
          Остановлюсь только на выкладывании фотографий и их обсуждении, как на самых  ключевых и основных  качествах.
           Первое отличие - это созданная галерея лучших фото. Не знаю, кому надо было приписывать там "Лучшие фото", но совершенно бессмысленная затея. Я ожидал, что будет просматриваемая страница всех фотографий, которые серией загружаются или по отдельности участниками и будет обсуждение этих фотографий, будет жизнь, но этого не происходит - фотографии выкладываются по одной и непременно лучшие. А у меня за год пару 10-ов более менее нормальных фотографий , так называемых лучших и значит мне надо заходить выкладывать фото сюда только раз в месяц или того реже.
          Второе отличие - отсутствие визуальной возможности отслеживать ответы на свои коменты. Система уведомлений не работает никак. В эхе мы просто открываем ветку и видим наличие ответов на свой пост или в ветке обсуждений. Здесь приходится сначала зайти в фотогалерею, затем в свою фотографию, затем с большим напряжением отыскать в аморфной массе разных коментариев ответы на свой коммент. Т.е. отслеживать ответы на свои коменты очень не удобно, затрачиваются существенные усилия на внимание. Постепенно это надоедает и начинает выводить из себя.
          Ко второму отличию нужно прибавить неудобную лесенку ответов. Лестница состоит из 2 ответов, после чего все ответы выстраиваются в аморфный ряд. Ну сделали бы хоть 5 ступеней, чтобы ветки обсуждений друг от друга лучше отделялись.
          Третье отличие о котором уже упоминалось выше - это отсутствие возможности выкладывать  серии фото. Была же нормальная задумка с альбомами - куда делась? Вместо галереи я бы хотел видеть в главном меню раздел "АЛЬБОМЫ" или "СЕРИИ". Заходить туда и видеть выложенные серии фотографий всех участников с возможностью комментирования под каждой отдельной фотографией и целой серии с 5-8 ступенчатыми ветками. Вот тогда будет преемственность со старой доброй эхой.
         Четвертое отличие - наличие оценок. Мое отношение не однозначное к оценкам. В принципе мне пофиг , есть они или нет. Но на сайте , где есть возможность выложить только лучшие фото и ждать за это оценок без удобной возможности обсуждения фото (да и зачем нужно обсуждение вообще - если это лучшее фото?!) получается что фото выкладывается только ради оценок. Но люди, опомнитесь - для чего мы здесь? Мы же типа корпоративный КЛАН и наш главный интерес в жирном нете продолжать общение, продолжать делится впечатлениями от фотографий друг друга, продолжать показывать все о своей жизни, связанной с фотографией и смотреть на эту же жизнь у других. По сути нам не нужны оценки - нам нужен удобный интерфейс для общения и обмена фотографиями - ВСЁ!
         Вообще, за 10 дней я был рад и счастлив повидать фотографии и услышать коменты тех работников, кого отключили от ж.д. эхи, кто устроился на другую работу и сохранил знакомства, но чтобы каждый день иметь желание приходить сюда одних этих радостей мало! А нужно чтобы каждый день был поток фотографий - хороших и плохих, с обсуждениями - и это будет жизнь.
        Складывается впечатление, уж извините, что в умах организаторов какой то мусор из маргинальных представлений о функционировании сайта. Кому это надо , чтобы были лучшие фото, кому надо, чтобы не было серий, кому надо , чтобы не было четкой и удобной системы обсуждений фото? Да в массе своей - это никому не надо! А большинство, я почему то слепо уверен в этом ждут как раз более простой системы обмена фотографиями и впечатлениями. Т.е. лучше всего , когда у ресурса есть ненавязчивость и он представляет  свободу своим участникам - в эхе это есть, а здесь с этим пока большие, большие проблемы.
12 ноября 2011 0 901 10 комментариев

Знакомство с калибровщиком

Давно хотел откалибровать свой монитор и вот сегодня приходил специалист. Откалибровал монитор DELL U2410f, похвалил сабж, сказал, что в классе мониторов удобных для обработки фото это наиболее бюджетный и оптимальный выбор. Кроме того поведал интересные истины, осознание которых без него могло и не произойти. Например, фотографии которые мы просматриваем в брfузере данный специалист окончательно оценивает в фотошопе, ссылаясь на то, что отображение цветов у браузера очень далекое от совершенства.
            Другая истина заключалась в преобразовании фотографии из одного цветового пространства в другое, например из Adobe RGB в SRGB. Я раньше не понимал почему фотографии сделанные в одном цветовом пространстве кажутся серыми , когда смотришь на них на мониторе с настройками другого пространства. Оказывается, когда фотография специально не преобразована, то цвета которые есть в Adobe RGB выпадают и кажутся серыми при просмотре фото в пространстве SRGB. Ну если не выпадают, то и так и там нормально все смотрится.
            Ещё одна истина, которая была мне известна, но осозналась более ясно - это подготовка фотографии под печать в фотолабе или  в журнал или на публикацию web... короче для каждой цели должна производится отдельная настройка фотографии с учетом профиля печатной машины или среденстатистического профиля web (ну т.е. sRGB).
            После такого знакомства пока отойти не могу и даже на фотографию на рабочем столе смотрю с недоверием, поскольку по сути даже фотографию на рабочий стол  надо готовить отдельно, так как отобраражение windows не такое правильное как Adobe Photoshop :)
           Рассказал он и другие интересные вещи, показал как преобразовывать корректнее фотографии из одного режима в другой, показал пример цветовой обработки в LAB фотографии, рассказал интересные истории про другие мониторы.
           Я наверное сильно впечатлительный, но мне нравится, когда после общения с человеком, который разбирается в своем деле начинаешь смотреть на вещи немного по новому, чуть лучше понимая и осозновая их суть.
9 ноября 2011 +1 752 2 комментария
БайкалПриродаЛетоОсеньЗимаПейзажГорыДетиГородЖелезная дорогаСнегВеснаРекаСолнцеНебоОзероВечерУтроРждАнгараВодаМореЕкатеринбург стадион локомотивПутешествияЗакатВсждЦветыЛесИркутскНоябрьОблакаПоездАрхитектураНочьХрамДеревьяЖивотныеМакроЖелезкаАрхангельскоеПутешествиеПортретКонкурсЛедКлинТуманИталияМорозПятый выездУсадьба поленоваМостПаркМоскваДорогаЦветокОстровПаровозКрымБерегБелый песокТы довольнаЯ тоже радДевушкаОльхонПодвохЧёрное мореХолодМартПтицыУсадьба шахматовоСело таракановоБлокМонастырьОтдыхАлтайВенецияКбждFrogСобакаДвоеОтражениеОгниДеревняБухта песчанаяРассветГораСедьмой выездЛокомотивНасекомыеСтранаHongkongРадугаДомаЯнварьСентябрьДождьТаиландЛошадиДорогиНастроениеМылоЭлектричкаСоборАльпыУлицаВокзалМашинистБурятияОтпуск 2014ДевочкаНабережнаяФотоВосходДекабрьХзчЛюдиПитерДоломитыКрыльяРаботаБабочкаЦветениеВолгаКамниТраваБерёзаДеревоПолеПобедаКонный спортЦерковьКитайПекинПтичкаАвгустМайРебенокЗданияРастенияКндрСочи9маяПросторы.ЛюбовьРоссияДеньВераСчастьеСледыФотографСтанцияПляжСаяныРозаКлязьмаОктябрьСибирьАвстрияАй-петриВолгоград