Учимся работать в Lightroom 4

Практика Лайтрум: делимся опытом, критикуем, комментируем
Администратор
FSNP
Сообщений: 518
г. Одинцово
1 день назад
Эта тема поднималась в эхе мпс.пхото одним из наших коллег Константином (K_V_N), но так как он сюда заходит редко, т.е. совсем не заходит, я решил в целях сохранности материала создать здесь эту тему.
Надеюсь многие для себя почерпнут здесь много полезного по работе с RAW-файлами в знаменитом конвертере Lightroom 4.
Итак, его наработки с некоторыми комментариями (оригинал, как есть без правок))):
***
я хочу записать все свои наработки по работе с ЛР.
надеюсь, это будет полезно новичкам.
присоединяйтесь, критикуйте, дополняйте своими наблюдениями.
в любой форме

итак, с чего начать?
первое, что я делаю после установки, это разбираюсь с каталогами.
у лайтрума есть три основных папки, через которые он работает с
жестким диском (кроме файлов самой программы и винды). это,
прежде всего папка с равами, потом папка с каталогом, в котором
хранится вся информация об импортированном и ранее обработанном,
и кэш.
говорят, очень желательно все это разнести по разным дискам. а
еще лучше по разным винчестерам, если есть такая возможность.
вот этим я и занимаюсь как только ставлю программу.
интересно, кто-нибудь уделяет этим вопросам внимание?
второе, что я всегда делаю, это в настройках, которые в меню
эдит, я ищу галку автоматически записывать xmp файлы.
что это дает? - возможность удобно сохранять настройки равов вне
программы, обмениваться ими, сохранять версии обработки, не
зависеть от ЛР. например, открывая настроенный файл в адоб бридже.
еще я всегда снимаю галку с диалога импорта равов при вставлении
флэшки. не люблю. импорт я делаю только вручную после того, как
сливаю равы на диск.
ну и последнее, что я настраиваю в нулячей программе, это
автоматизация по ИСО и по камере.
это означает - в настройках программы ставлю галку применять
значения по умолчанию по ИСО и по серийному номеру камеры.
далее я выбраю любой ненастроенный рав с конкретным ИСО и
выставляю ему все, что должно применяться всегда. а именно -
профиль камеры (для кэнона это камера стандарт), шарп и шумодав.
последние два я делаю как мне нравится, стараясь подобрать такие
значения, которые хорошо смотрятся друг с другом.
тут можно обсудить.
скажу лишь, что чем выше шумодав тем больше я ставлю силу шарпа
(от 70 до 120). сами же настройки шарпа у меня типичные в духе
90-25-5-0. при этом, шумодав возрастает от 0 до 50.
далее, я советую выставить генерацию превью в 1:1, если жесткий
диск позволяет. это ускорит работу с равами, но сильнее
расходует место на диске.
да, не забудьте, что по умолчанию все сое барахло (кэш и каталог
и превью) ЛР валит в диск С. и если вы не разнесете эти папки по
другим дискам очень скоро диск С с виндой начнет задыхаться от
нехватки места. тут выход простой - сбросить превью через меню в
лбрари и перенести каталоги на другие диски. а вообще желательно
ssd винчестер для каталога. но это так, по возможности.

и последнее, что нужно знать начинающему - не ставьте русификаторы.
почему? да просто потому, что это не требуется. программа
достаточно понятная. и если что-то в ней разбирать глубже, то
все равно русификатор не поможет, проверено. и хоть я в
русификации тоже участвовал, все равно не советую. все что
внутри вам, скорее всего, не потребуется. а все что потребуется
и так понятно.
пока все.
чуть позже начну излагать свои наработки по практической работе.


практические заметки:

работа в ЛР состоит из импорта, настройки и экспорта.
импорт это внедрение равов или жипегов в программу, прописывание
их туда. сами файлы при этом не изменяются и остаются в
первозданном виде. это основополагающий тезис.

желательно перед импортом положить файлы на диск туда, где они
будут храниться всегда. с флешки работать не надо - они все
равно будут копироваться на комп в любом случае. и не сразу
найдешь куда они скопировались. а это неудобно.

во время импорта возможно настроить автоматические настройки,
которые будут применяться в зависимости от ИСО. это резкость,
шумодав и цветовой профиль. об этом я уже говорил.
первое и второе понятно, а профиль это аналог настроек стиля в
камере.

как сделать настройки по умолчанию для импорта?
очень просто - когда завершится импорт файлов, переключаем
программу из режима либрари в режим девелоп и настраиваем что
требуется по одному файлу (это я повторяю). потом нажимаем альт
и появится кнопка "сет дефолт" (внизу девелопа справа). ее и тыкаем.
поскольку у нас активен выбор параметров по ИСО снимка, все эти
настройки будут применяться только к тем файлам, у которых
совпадет ИСО с тем, по которому настраивали.

чтобы завершить описание импорта скажу про либрари пару слов.
зачем нужна библиотека и что она такое?
это база данных с удобным предосмотром и удобным выбором.
в левой части мы видим панель с папками, импортированными в
программу. только с ними. просто так открыть папку с диска как в
бридже тут не получится.
зато можно выделять много папок и обрабатывать их все разом, это
очень удобно.
в верхней части можно увидеть всякие фильтры. можно включать все
что угодно - рейтинги, ключевые слова (если их ранее назначали
своим файлам) ли например модель камеры, если импортированы
разные файлы. очень удобно включать выборочно только файлы с
определенным ИСО.
так же советую пользоваться цветовыми метками или флажками, для
того, чтобы помечать достойные кадры, которые потом будем
обрабатывать. включаем фильтр только с меткой или с флажком и
все остальное пропадает с глаз. удобно и показывать и работать
только с нужным материалом.
справа в библиотеке быстрые настройки. это основные инструменты,
но реализованы они тут грубо. некоторые пользуются, я нет. мне
больше нравится настраивать сразу точно в девелопе.
и последнее - тэги.
это словарные метки. если не лениться и каждому файлу или группе
файлов назначать ключевые слова, то в будущем будет очень удобно
мгновенно выбирать файлы, скажем, с портретами ребенка, семьи, с
отдыха или конкретного отпуска, снятыми в помещении или на
улице. подробнее об этом можно поговорить.
но я не пользуюсь - тупо не хватает времени прописывать тэги.
хотя и жалко.


переходим к девелопу, т.е. основным настройкам программы, где и
осуществляется основная работа.

тут все по закладкам (справа).
в первой все основные настройки.
над ними немного выше наверху кадрирование-поворот,
клонирование, градиент и кисть.
это инструменты локальных коррекций и они вынесены в самый верх
для быстрого доступа.

самое главное освоить кадрирование-наклон. нажимаем кнопку с
рамкой, берем полотно за пределом кадра и крутим. если нужно
откадрировать-подрезать что-то, двигаем рамку за уголки и
перетаскиваем в положение как нужно. если хотим сохранить
исходные пропорции кадра, то пиктограмма замочек нажата. не
сохраняем пропорции - замок открыт. пользуемся списком из
предустановок если требуются иные стандартные соотношения,
нежели исходник.

возвращаемся на панель с основными базовыми инструментами коррекции.
тут все по порядку.
как расположено так можно и редактировать- верху вниз.
видим сперва бб - тут все просто.
далее по тексту я буду ставить примерный процент частоты
использования конкретного движка (среднее у меня).


95% крутим температуру холоднее теплее, 5% крутим сдвиг цветовой
температуры вторым движком. ориентируемся на свои ощущения.
пипетку ББ брать не советую. слишком непредсказуема.

тоновый баланс на примере ЛР 4.
3-ку списываем в утиль.

экспозиция (вероятность применения 90%). влияет на общую
яркость. крутим на глаз и смотрим, чтобы гистограмма была как
можно лучше. т.е. в пределах от теней до светов и горбом в
середине. не понимаем в гистограмме ничего и уверены в мониторе
смотрим опять же на превью.

контраст (3-5%). крутим для добавления-убавления контраста.
сильно задвигать не советую. т.к. может сдвинуться цвет.
если надо сделать изображение контрастнее, пользуемся другими
движками. а именно - шедовс, блэкс, вайтс.
почему так? потому, что они раздельно регулируют тот же
контраст, а не в совокупности, и не сдвигают цвет. точнее,
позволяют лучше контролировать его сдвиг и не допускать.

хайлайт - света. (50%). удаляет пересветы. делает небо темнее и
приятнее. сильно не крутим, так как сжимается динамический
диапазон картинки, а это бывает пагубно.
к слову - в 4-ке этот инструмент на порядок более корректно
работает, чем в 3-ке.

шедовс - тени (60%). поднимает средние тени. не усердствуем, по
той же причине - страдает динамика кадра. в основном использую в
плюс.

вайтс - точка белого (70%). поднимает средние и света. очень
красиво повышает яркость изображения. в основном использую в
плюс для усиления динамики.

блэкс - точка черного (85%). понижает нижние тени, но не так как
шедов, а более глубокие темные тона. хорошо добавляет глубину и
контраст изображения. чаще всего кручу в минус, то есть затемняю.

дальше идут дополнительные настройки.

кларити - выборочная резкость (общая будет в закладке
детальс).(5-10%) работает только к средним и мелким деталям.
использовать очень осторожно. лично мне не нравится его работа.
как вариант - засвеченной фотке придать размытость, смягчить
грубую кожу лица.

вибранс (65%). это повышение цветности слабых цветов.
это для украшения картинки. осторожнее, от него синят тени и
джинсы стновятся ядовитыми. если в кадре нет критичных тонов
вроде джинсов, то очень хорошо украшает кожу лица, вытягивает
цвет неба, листвы.


сатурейшн (15%). общая насыщенность.
тут все просто - тупо делаем цветнее сразу и все. редко использую.


теперь перепрыгиваем через второстепенные закладки, в которых
пока что на первых порах разбираться не стоит, сразу на линз
коррекшн - тут есть ручной и автоматический режим. попробуем
авто. если нравится, то добавляем галочку автоворрекция в
настройки по умолчанию и более не заглядываем сюда.

если автокоррекция не работает для своего аппарата или
объектива, то вручную исправляем искривления оптики (если их
видно на глаз). это прежде всего дисторсия (подушкообразность) и
виньетирование (затемнение углов). все остальное по желанию.


теперь самая последняя группа из того, что нужно освоить в
первую очередь - калибровка

это одна из самых важных настроек, как ни странно. тут
обязательно надо выставить процесс (2012, стоит по умолчанию) и
профиль. самый лучший у меня камера стандарт. об этом уже писал.
выставляем и запоминаем в дефолт.

по использованию движков.

удобно применять клик по пипке и кручение колеса мышки. или же
стрелки с клавы. вариант - сторонние проги. которые колесо мышки
приклеивают к тому, что под курсором. тогда не надо будет
кликать. если интересно конкретизирую.

двойной клик на движке или названию группы движков - сброс
настройки в дефолт. если надо всю настройку обнулить, а не
конкретную настройку, кликаем кнопку ресет внизу справа в девелопе.


теперь групповые операции.

настроили один файл, перешли к следующему, выбирая его на ленте
файлов внизу программы (контрл+стрелка вправо с клавы).
нажали кнопку превиус.
настройки с предыдущего кадра запрыгнули на текущий.
удобно. смотрим что поправить если не нравится и правим.
двигаемся дальше.


другой вариант групповой работы

держим контрл на клаве, выделяем несколько файлов внизу на
ленте, жмем кнопку синхро.
выскакивает диалог где спрашивают что мы хотим синхронизировать.
обычно имеет смысл синхронизировать не все параметры. например,
резкость у разных кадров может отличаться. или шумодав.
кадрирование, цвет.
поэтому в диалоге выбираем только то, что надо перенести.
а если уже все нужные галики уже стояли, то диалог с галками
можно и не наблюдать. для этого перед нажатием на синхро
придавливаем альт.

третий способ групповой работы

это так же как в ДПП: выделяем много файлов, на кнопке синхро
слева видим переключатель, поднимаем его и синхро меняемся на
автосинхро. теперь все настройки на текущем файле автоматически
применяются и ко всем остальным файлам, которые выделены.

хинт - как выделить много кадров все понимают. а как сбросить
выделение знают только джедаи - сброс выделения группы
происходит после клика по белой рамке любого изображения.

пример работы с группой файлов - выделяем все темные кадры,
ставим автосинхро (выключатель на кнопке синхро), крутим
экспозицию и видим, что все сразу посветлели.


и последнее
экспорт

правка - выделить все в девелопе. правый клик-экспорт
или в либрари видим слева внизу кнопка экспорт.
обращаем внимание, что экспортируются только выделенные файлы.


экспорт начинается с диалога настроек.

сперва назначаем куда складывать результат.
есть выбор в папку с равами. но я вывожу в другое место.
вообще в другое. но не суть. кому как нравится. можно в папке с
равами создать подпапку (соответствующая галочка).

можно вывод назначить в папку с новым именем. например - вечеринка.
есть переименование результатов по дате съемки. есть по имени.
это тоже не важно.

обязательно выбираем тип файла и степень сжатия если это жипег.
кстати, жипег тут от 0 до 100
80 сжатия обычно хватает.
обязательно ставим аутпут шарпенинг.
по умолчанию там экран.
я выбираю глянцевую бумагу. это добавит резкости.

добавление логотипа пропускаем.

все, жмем ок и ждем. если что то не так, то ищем индикатор
процесса и жмем крестик для остановки.

во время экспорта можно начать работу над новой папкой.

пресеты.

находясь в девелопе можно слева видеть под превьюшкой
список пресетов. они помогают одним кликом настроить вид кадра.
раскрываем список пресетов, ведем мышкой, не кликаем. наблюдаем
за превью. выбрали, кликнули.

можно пресеты качать из инета, можно выбирать из имеющихся,
можно запоминать свои нажимая на + в палитре пресеты.

прямая коррекция.

есть несколько вариантов.

первый это таскать диапазоны мышкой прямо на гистограмме.
очень странный способ. но мало ли кому понравится.

другой удобнее. смотрим внимательно на палитру инструментов в
девелопе и видим маленькую круглую пипку слева. это маркер.
если мы ее возьмем и прижмем какую то часть в изображении и
начнем таскать вверх-вниз, то активизируются все соответствующие
движки и настройки будут меняться пропорционально сдвигу мышки.

пример:
ищем палитру с цветовыми регулировками. это color/hsl/bw
раскрываем ее. переключаемся на раздел насыщенность.
берем маркер и прижимаем им небо. не отпуская тащим вверх.
насыщенность неба повышается. удобно, нравитца!

часто спрашивают - как разобраться в куче инструментов девелопа?
что крутить что нет?

а очень просто - закройте все палитры кроме самой первой и не
ломайте голову. все что не хватает то раскрывайте по надобности.
сделали регулировку и опять закрывайте. пусть перед глазами
будут только инструменты из первой закладки. так проще
разобраться в этой всей мешанине.
чтобы сэкономить место на экране и увеличить предосмотр
изображения задвигайте ненужные панели.
их у ЛР всегда 4, с каждой стороны экрана.
например, находясь в девелопе, можно задвинуть верхнюю панель,
где переключение режимов. поработаете и выдвинете, чтобы
попереключить.
я панели скрываю в девелопе верхнюю и левую. в либрари верхнюю и
правую. ленту с файлами, которая в нижней части девелопа, я
минимизирую по высоте. но у меня монитор 3:4. в широком мониторе
боковые наверное можно не скрывать.

пользуйтесь режимами отображения закладок с инструментами в
девелопе, чтобы сократить объем ненужной информации перед
глазами и оптимизировать быстрый доступ к самым важным для вас
инструментам. как уже говорилось, закладки можно поставить в
соло моде, то есть когда только активная развернута, все
остальные свернуты. наверное на ноутбуке самое правильное
работать так. я предпочитаю держать открытыми 3 закладки. ленту
с инструментами прокручиваю колесом мыши после клика по ленте.
осваивайте потихоньку инструменты локальных коррекций.
это градиенты, кисти. про удаление красных глаз я молчу, это
очень редкий инструмент.
напомню, локальные коррекции в ЛР размещены выше всех закладок в
правой панели. под гистограммой.

вкратце, что нам дают локальные коррекции.

конечно, они нам дают возможность управлять характеристиками
не всего, а только части изображения.

простейший пример - засвечен угол кадра. или неравномерное
экспонирование. пол кадра темная, пол светлая. берем градиент,
выскакивает его настройка, ставим наугад минус 1 и тыкаем в
светлую часть картинки. не отпуская тащим в сторону темной.
отпускаем, смотрим. перетаскиваем градиент, чтобы он лег
корректно на засветку. регулируем его силу.

аналогично кисть.

пример. имеем портрет русалки в полный рост. лицо более
загорелое чем все остальное. бросается в глаза.
берем кисть, ставим ей плюс 0,3 , добавляем вибранс на 5,
снижаем контраст на минус 10. регулируем диамтр кисти и
смягчение краев. для лица оптимально смягчение поставить на
максимум, чтобы не было резких границ локального воздействия.
тыкаем кистью в лицо, малюем. отпускаем, смотрим, регулируем что
не нравится в настройках кисти. если ее воздействие вылезло
сильно за пределы лица, то меняем режим кисти на стирание и
малюем по тому, что лишнее.
частный случай - границы локального воздействия требуются
четкие. ну например лицо на фоне темного неба. и мы его хотим
подсветлить. в ручную границу лица вырисовывать тяжко. тогда мы
в настройках кисти ставим галку автомаскирование и малюем смело
по лицу. на небо воздействие не пойдет, кисть сама приклеится к
границе лица.

в 4ке ЛР в локальные коррекции вставили много чего полезного.
например, ББ. пользуемся этим активно, чтобы выправить снимок с
кривым ББ, неравномерным по полю.
например, после регулировки контраста, горы на заднем плане
засинели. берем граддиент или кисть с мягкими краями, ставим бб
в плюс по теплоте, наносим воздействие.
просто, понятно, легко.


Обсуждение:

 да, я тоже так примерно делаю, только по мимо профиля камеры, еще выставляю
> некоторые ползунки по умолчанию не в нулевые положения, а уже так, как мне
> больше нравится, например движок Highlights почти до конца увожу в минус,
> Blacks в минус, примерно 6-10, Contrast в плюс, но не сильно, примерно 10,
> затем сохраняю настройки по молчанию, чтобы они применялись ко всем вновь
> закгруженным РАВ-ам..
> и уже исходя из этих первоначалтьных настроек кручу дальше РАВ-ы.
> естественно, пользуюсь синхронизацией.
----
интересно.
как вариант.
когда я пользовался С1 там тоже всегда что-то было не в 0.
например, цветость.
тут каждый сам для себя решает.
моя идеология все-таки в том, что кадр, открываемый в ЛР должен
быть максимально похож на то, что видно в самом фотоаппарате на
его экране. возможно и ты к этому стремишься, но тогда при
описанных значениях я думаю твой монитор не совсем корректен.
ли же ты просто минимизируешь дальнейшие телодвижения?
кстати, там в настройках есть галка использовать автонастройки
тонального баланса при импорте.
но, учитывая, что в 4-ке ЛР совершенно некорректный автотон, я
не советую ее ставить. и вообще, я предпочитаю и всем советую -
начинайте обработку с вида, максимально приближенного к
камерному. то есть все в ноль.
почему?
да просто потому, что так лучше всего натренировать навык.
постепенно рука уже сама будет ставить сколько надо от нуля в
каждой настройке. а если что-то сдвинуто первоначально, по
умолчанию, то не всегда очевидно лучше это или хуже, чем было снято.
я много думал над этим вопросом и могу сказать, что в обработке
рава очень важна отправная точка. а ее никак не найти если ты
теряешь установки съемки камеры. ведь это единственное, что мы
видим как только сделали снимок. мы сфотографировали и по экрану
сравнили. темнее-светлее, холоднее-теплее. и согласились, раз не
пересняли. а что с этим ощущением будет, если ты в конвертере
делаешь +10 контраста?
кстати, контраст в ЛР лично я стараюсь не трогать вообще.
но об этом потом.
---------------------------------
вот еще вспомнил - про профили.
камера стандарт я сказал. но этого иногда недостаточно.
некоторым, и мне тоже иногда, кажется, что ЛР краснит.
если вы уверены в этом, и если вы согласны с моим мнением, что
конвертер должен по умолчанию показывать то, что сняла камера, и
ничего не искажать, то, возожно, вы захотите и цвет немного
поправить при импотре. это делается в самом последнем
инструменте девелопа - в калибровке. я пробовал раньше красноту
ставить на -13 и сдвигать ее на -2. и это сохранял в дефолтных
настройках. но сейчас я ушел от этого. легкая краснота не
бросается в глаза. зато без нее снимки выглядят блеклыми и еще
сильнее отличаются от родных, чем красноватые.
но тут каждый сам должен решить для себя, править ли калибровку
при импотре или нет. я отказался от этого шага

 > с контрастом погорячился..
> тамнее-светлее, здесь все понятно, а как быть с цветами? вот я пытаюсь ЛР по
> дефолту приблизить к родным цветам)) может бред, конечно..
----
я ставил эксперименты и пришел к выводу, что наилучшее попадание
в результат ДПП (забудем про экранчег как слишком красивый)
получается если не изменать ни экспозицию ни контраст. по цветам
я имею в виду. то есть, нюансы, конечно, все равно остаются. но
именно нулевые значения тональных составляющих это те условия,
под который строился профиль камеры. вот поэтому любые х
изменения это приближение к идеалу только в редких случаях. а в
большинстве это еще большее отклонение. и я оставляю нули.
но, я так же и понимаю тех людей, кто ставит автотон при
импорте. наверное для них не важна начальная точка и
максимальная точность цветопередачи с оригиналом.
кстати, хинт - в 2012 процессе автотон кривоват.
поэтому можно делать так: выделить все, сменить процесс на 2010
в режиме синхронизации, нажать на авто, и опять сменить процесс
на 2012. это не сложно, но зато намного лучше по результату, чем
авто в 2012 процессе. это тем, кто любит начинать с кнопки авто.

свой респект можно оставить на его стене: http://mpsfoto.ru/users/piterkvn
Редактировалось: 1 раз (Последний: 20 сентября 2012 в 18:04)
5DMII + Canon 24-105/4 + Sigma 50/1,4
Администратор
кассир!
Сообщений: 68
г. Москва
117 дней назад
ого)) щас попробую асилить текст)) может и правда что-то новенькое узнаю!
Редактировалось: 1 раз (Последний: 20 сентября 2012 в 20:32)
Canon 5dII, canon 70-200/4L, Sigma 50/1.4, Зенитар 16/2.8, Гелиос 44-2
Посетитель
SergeyJ
Сообщений: 91
г. Тайга
296 дней назад
прочитал начало - интересно - Спасибо! будем вникаит дальше.
Sergey_J

Быстрый ответ

У вас нет прав, чтобы писать на форуме.
БайкалПриродаЛетоОсеньЗимаПейзажГорыДетиГородЖелезная дорогаСнегСолнцеВеснаРекаНебоОзероУтроВечерМореВодаПутешествияЕкатеринбург стадион локомотивЗакатЦветыАнгараЛесОблакаНоябрьРждНочьАрхитектураПоездЖивотныеМакроЖелезкаХрамДеревьяАрхангельскоеПутешествиеПортретКонкурсЛедМорозПятый выездУсадьба поленоваИркутскКлинВсждТуманИталияДорогаМостПаркМоскваКрымБерегБелый песокТы довольнаЯ тоже радЦветокОстровПаровозПодвохЧёрное мореДевушкаОльхонFrogСобакаХолодМартПтицыУсадьба шахматовоСело таракановоБлокМонастырьОтдыхАлтайВенецияРассветГораДвоеОтражениеОгниДеревняБухта песчанаяНастроениеМылоЭлектричкаСедьмой выездЛокомотивНасекомыеСтранаHongkongРадугаДомаСентябрьДождьТаиландЛошадиДорогиКбждФотоВосходХзчЛюдиАльпыУлицаЯнварьВокзалМашинистБурятияОтпуск 2014ДевочкаНабережнаяРебенокЗданияРастенияКндрДекабрьСочи9маяПитерКрыльяСоборРаботаДоломитыБабочкаЦветениеВолгаКамниТраваБерёзаДеревоПолеПобедаКонный спортКитайПекинПтичкаАвгустМайФонариУралАдриатическое мореУзорАрменияКораблиПоездка.ВолнаТучиПраздникКрасотаРусь православнаяРыбалкаБратьяЕсенинБелкаБерезыКошкаДорожные